Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Органы государственной власти являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ, осуществляет свою власть. Государственными органами вырабатываются и реализуются управленческие решения. В России в соответствии с принципом разделения властей государственные органы разделяются на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Также в субъектах РФ происходит становление системы органов государственной власти на основе принципа разделения властей.
Проблема национальной политики уже не одно десятилетие занимает умы ученых, относящихся к различным направлениям научных исследований. Наиболее известны работы в этой области, принадлежащие таким авторам как Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, С. Д. Валентей, М. Н. Губогло, А. Ф. Дашдамиров, Л. М. Дробижева, A. А. Мацнев, B. А. Тишков и многие другие.
Для России, характерной особенностью которой является наличие на ее территории множества этносов со своей уникальной культурой, традициями, языком, национальный вопрос является одним из фундаментальных. Общественные деятели и политики должны четко понимать, что межэтническое и гражданское согласие является основой самого существования страны. В XXI веке это утверждение сложно подвергнуть критике. Однако этапы становления Российского государства сильно отличаются друг от друга по множеству критериев, в том числе, по политике государства в сфере национальных отношений.
Российская государственность сегодня - это результат веками складывающейся общности множества этносов на базе русской государственности и культуры. Однако при этом сохранялась самобытность каждой этнической группы как частицы единого народа России. Уже в тексте «Повести временных лет» видна полиэтничность Российского государства, где бок о бок с руссо-славянами проживали представители других этнических групп - «племена и других языцы...». Новые территории и народы входили в состав государства Российского и складывались в единую систему. Помимо этого, в Российском государстве у русских (великороссов) не было четко обозначенного статуса имперской нации. Несмотря на то, что, в частности, в период царского самодержавия очень активно проводилась политика русификации и ассимиляции инородцев, она не принесла ожидаемых результатов.
Актуальность работы связана также с тем, что "Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан)."[1.8], то есть является многонациональной страной. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов. "Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры." [1.8] В связи с этим изучаются вопросы государственной национальной политики, направленной на укрепление единства многонационального народа России, обеспечение межнационального согласия.
Национальная политика РФ — одно из важнейших направлений деятельности государства, охватывающей многие стороны общественной жизни.
Теоретическая база основана на Конституции РФ, Федеральных Законах (ФЗ) РФ и законах субъектов РФ, Концепции и Стратегии.
При написании курсовой работы использовались научные работы Трофимова Е.Н., Шедько Ю.Н., Авакьяна С.А., Зорина В.Ю., Наумова С.Ю и др.
Целью курсовой работы является общая характеристика органов государства по вопросам национальной политики, а также основные направления деятельности государственных органов Российской Федерации.
Основные задачи исследования:
- изучить теоретические и правовые основы государственной национальной политики;
- раскрыть понятие, сущность и принципы национальной политики;
- охарактеризовать виды ОГВ по регулированию государственной национальной политики;
- разобрать одно из направлений национальной политики;
- проанализировать современные государственные программы развития;
-проанализировать деятельность ОГВ по данной теме.
Объектом исследования выступает – государственная национальная политика
Предметом исследования является характеристика деятельности органов государственной власти по реализации государственной национальной политики.
Методологическую основу составляют современные методы познания и теоретического описания общественных явлений, в частности государственных и правовых.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.ПОНЯТИЕ, ПРИЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Сущность государственной национальной политики проявляется во всех сферах общественной жизни – в деятельности законодательных и исполнительных органов власти, в социально-экономическом и культурном развитии регионов, в политической области. [2.6, 147]
"Государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве." [1.8]
"Приоритетами государственной национальной политики являются:
• укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа РФ;
• сохранение этнокультурного и языкового многообразия РФ;
• сохранение русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения;
• гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
• создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в РФ , прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях РФ;
• соблюдение прав коренных малочисленных народов РФ;
• поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с РФ и добровольному переселению в РФ." [1.8]
"Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1.1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
1.2 О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ от 14.05.2001 №20, ст. 1972;
1.3 Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ от 24.07.2000 №30, ст. 3122;
1.4 О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред. От 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ от 3.05.1999 №18, ст. 2208;
1.5 О Федеральном агентстве по делам национальностей: Указ Президента РФ от 31.03.2015 № 168 (в ред. от 15.05.2018) // Собрание законодательства РФ от 6.04.2015 №14, ст. 2106;
1.6 О Федеральном агентстве по делам национальностей: Постановление Правительства РФ от 18.04.2015 № 368 (в ред. от 28.08.2019) // Собрание законодательства РФ от 27.04.2015 (Части I-IV) №17, ст. 2564;
1.7 О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р // Собрание законодательства РФ от 16.02.2009 №7, ст. 876;
1.8 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 №1666 (в ред. от 06.12.2018) // Собрание законодательства РФ от 24.12.2012 №52, ст. 7477;
1.9 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики: Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1532 (в ред. от 30.11.2019) // Собрание законодательства РФ от 9.01.2017 (Части I-II) №2, ст. 361;
1.10 Положение о Комитете Государственной Думы по делам национальностей" (утв. решением Комитета ГД ФС РФ по делам национальностей от 30.11.2016 N 3.18-5/7-2)
1.11 Положение о Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (утверждено Советом палаты, протокол № 1 от 24 января 2012 года)
1.12 Постановление Правительства ЯНАО от 24.06.2010 N 90-П (ред. от 12.05.2011) “О департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа“ (вместе с “Положением о департаменте по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа“)
2. НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2.1 Трофимов Е.Н. Государственная национальная политика России: законодательный аспект (1906-2007 годы) / Е.Н. Трофимов– М., 2008. – 328 с.
2.2 Шедько Ю.Н., Миндлин Ю.Б., Цыпин И.С. [и др.]; под общ. ред. Шедько Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник для академического бакалавриата / Ю.Н.Шедько, Ю.Б.Миндлин, И.С. Цыпин [и др.] ; под общ. Ред. Ю.Н.Шедько. – М., 2014. – 570 с.
2.3 Редкол.: Магомедов М.М., Безбородов А.Б., Павленко О.В., Омаров М.А., Баах С.В. Актуальные вопросы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: Материалы Всероссийского экспертно-аналитической конференции. Москва, 19.12.2017 г. / Редкол.: М.М.Магомедов, А.Б. Безбородов, О.В.Павленко, М.А. Омаров, С.В.Баах. – М., 2017. – 296 с.
2.4 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России / Р.Г. Абдулатипов – М., 2000. – 656 с.
2.5 Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 т. / С.А.Авакьян. – М., 2018. – 928 с.
2.6 Зорин В.Ю. Национальная политика российского государства в XX – начале XXI века: учеб. Пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Ю. Зорин. – М., 2018. – 251 с.
2.7 Редкол.: Бахлов И.В., Напалкова И.Г. (отв. ред.) [и др.]. Межэтнические отношения и национальная политика в современной России: стратегии гражданского единства и межнационального согласия : материалы Всерос. науч. конф., Саранск, 15 – 16 окт. 2015 г. / Редкол.: И.В.Бахлов, И.Г. Напалкова (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2015. – 412 с.
2.8 Наумов С.Ю., Гегедюш Н.С., Мокеев М.М. и др. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие/ С.Ю.Наумов, Н.С.Гегедюш, М.М.Мокеев и др. – М., 2014 – 556 с.
3. Электронные ресурсы
3.1 Второе международное десятилетие коренных малочисленных народов мира, КМНС, Сибири и Дальнего Востока РФ: состояние и перспектива - URL: http://www.raipon.info/documents/Docs_RAIPON/%D0%92%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%9E%D0%95%20%D0%9C%D0%95%D0%96%D0%94%D0%A3%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%9E%D0%95%20%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%AF%D0%A2%D0%98%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%95%20%D0%9A%D0%9D%D0%9C.pdf